Конспект логопедического занятия «Слова-действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий»»


Конспект логопедического занятия «Слова-действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий»»

Шлыгина Елена Юрьевна

МБОУ «Школа №11» г. Саров Нижегородской области.

Учитель-логопед.

Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Тема: «Слова – действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий».

Возраст учащихся: 1 класс, учащиеся с ОНР 3-4 уровня.

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета.

Задачи:

Развивать зрительное и слуховое внимание и память;

Закреплять понятия о словах, обозначающих предметы;

Учить детей графически изображать слова, обозначающие действие предмета;

Развивать навыки чтения;

Оборудование: Предметные картинки, обозначающие живые и неживые предметы; презентация к уроку, индивидуальные карточки со словами.

Орг. Момент.

Приветствие. Установка на занятие.

— Чтобы разговаривать – надо выговаривать,

— Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

II. Повторение.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать слово, обозначающее живой и неживой предмет, и к каждому слову поставить вопрос. Пример: стол – белка (Что? Кто?). Объяснить, почему поставили этот вопрос. Затем учитель предлагает рассмотреть картинки и отобрать те, которые обозначают 1) живые предметы 2) неживые предметы. Поставить вопрос, изобразить слова графически (одной чертой).

III.Работа по теме урока.

— Ребята, я предлагаю Вам подумать и сказать, что делают ученики на уроке? Прошу вас отвечать одним словом.

Ответы детей: читают, пишут, рисуют, вырезают, лепят и др.

— Слова, которые Вы называли, обозначают действия. Мы будем называть их слова-действия. Посмотрите на доску. Просмотр слайда.

— Скажите, что делает девочка? Что делает мальчик?

Ответы детей: спит, ест, читает, пишет и др.

— Ребята, какой вопрос я сейчас задавала вам много раз? (что делает?) Слова-действия отвечают на вопрос что делает? Обозначать слова-действия на схеме мы будем двумя горизонтальными чертами.

VI. Работа в тетради. Я буду называть слова-действия, а вы графически изображайте их в тетради. Как будем их изображать? (две черты). Слова: прыгать, бегать, танцевать и др.

— Какие слова я сейчас вам называла? Дети вспоминают, считаем, кто больше назовет. Как мы назовем эти слова одним словом? (действия).

— Логопед предлагает детям игру «Нарисуй или изобрази». Ребята, если вы услышите слово-предмет, нарисуйте схематичную картинку в тетради, а если услышите слово-действие, то изобрази это слово движением.

Слова: яблоко, дерево, вязать, робот, спать, плавать, забор, солнышко, прыгать, туча, звезда, читать, улыбаться.

— Молодцы! Отлично справились! Скажите, какие слова мы различали в этой игре? Как они называются? (предметы и действия).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слова — признаки предметов»

людмила баева

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слова — признаки предметов»

Цель: дать понятие о словах – названиях признаков предмета;

*формировать умение правильно ставить к ним грамматические вопросы; развивать словарный запас;

*развивать умение слышать и слушать произносимые слова;

*воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопомощь, умение играть в команде.

Оборудование: предметные картинки в конвертах, игрушки, 2 книги с картинками воробья, сюрпризная коробка.

Ход занятия: Ну-ка, все — встали в круг, За руки все взялись вдруг, Будем рядом стоять – на вопросы отвечать. Начинаем заниматься, будем мы стараться, Повторять, не зевать, всё запоминать.

Игра «Будь внимательным»

— Ребята, давайте проверим, внимательные ли мы? А какие-то слова нам помогут это сделать. Условия игры: Хлопнуть надо только на слово-действие:

Стол, хороший, мыть, часы, круглый, таять, мести, пробовать, собака, кот, прыгать, пушистый, сидеть. — Какие вы молодцы! А умеете ли вы играть в команде?

Игра «Придумай и покажи»

Слушайте условия игры: необходимо разбиться на 2 команды. Первая команда должна придумать что-то и показать это, вторая команда называет заданный предмет и его действие. Слово-предмет и слово-действие.Например: Самолет летит.

Рассказ с элементами беседы.

-У меня в руках две книги. Я прочитаю вам два рассказа. Послушайте и скажите, какой рассказ вам понравится больше и почему.

Жил – был воробей. У него лапки, головка, клювик, глазки.

Жил – был маленький, подвижный воробей. У него крохотные лапки, круглая головка, острый, короткий, черный клювик, умненькие черненькие глазки.

-Какой рассказ вам понравился больше?

— Почему 2-й рассказ был интереснее?

-Назовите слова, которые помогли сделать рассказ интереснее?

-Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые помогли описать воробья. Мы узнаем, что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают.

— Воробей какой? Маленький, подвижный. Эти слова называются словами-признаками.

— А для чего же все-таки нужны нам слова-признаки? (чтобы рассказать о цвете, форме, величине описываемого предмета)

— А теперь попробуем угадать предмет и дать ему описание словами-признаками.

Игра «Угадай предмет

В закрытой коробке с прорезанными боковыми окошечками для рук, находятся предметы. Ребенок на ощупь определяет этот предмет, называет, потом достает и передает его по кругу. Каждый должен дать одно определение этому предмету.

Например: машинка – металлическая, красная, тяжелая, чистая, красивая и т. д.

— На какие вопросы отвечают эти слова? (Машинка — какая)

— Как называются эти слова? (слова-признаки)

-Ребята, есть еще одна интересная игра, называется тоже «Угадай предмет»

. Я буду называть
признаки предмета, а вы догадайтесь, о чем или о ком я говорю.
Кто это? Или что это?

Большой, бурый, косолапый, лохматый (медведь)

.

Длинноухий, трусливый, быстрый (заяц)

.

— Попробуйте теперь сами загадать загадку о предмете, используя только слова признаки предмета, а помогут вам картинки, которые находятся на столе, в конверте. Только никому не показывайте эту картинку, пока ребята не отгадают вашу загадку.

-Ребята нас ждет еще одна игра «Говори наоборот»

. Игра будет с мячом.

Я буду называть слово-признак, а вы называйте слово с противоположным значением.

Например: веселый – грустный.

Мягкий. Высокий. ; Добрый. ; Быстрый. ; Длинный. ; Горячий. ; Глупый. ; Смелый. ; Темный. ; Умный. ; Лысый. ; Молодой. ; Тяжелый. ; Мокрый.

Итог занятия

— С какими словами сегодня мы познакомились?

— На какие вопросы отвечают слова-признаки предметов?

— Молодцы. Всем спасибо.

Конспект занятия

Тема:
« Слова, обозначающие действия предметов»
Цель:

закрепление понятия «слова — действия». Дифференциация грамматической формы единственного и множественного числа слов-действий.
Задачи:
1. Образовательные — уточнить знания о словах действиях; — формировать умение использовать в речи грамматические формы (единственное и множественное число). 2.Коррекционно — развивающие — развивать произвольное внимание; — развивать слуховую память; — развивать тонкую моторику кистей рук; — развивать мышление (операции анализа, соотношение с образцом и обобщение) 3.Воспитательные

-воспитывать интереса к занятию,

— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность

— воспитывать аккуратность при письме в тетради, самостоятельность при выполнении заданий.

Ход занятия

1.Орг. момент

Поприветствуем гостей-

Нашей школы учителей

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

На уроке будьте старательными, Будьте спокойными и внимательными. Говорите четко, внятно Чтобы всем было понятно.

2. Психологический настрой на работу.

— На каждом уроке вы узнаете что-то новое. С каждым днём вы узнаете всё больше и больше. Я желаю вам и на этом уроке узнать новое, интересное.

-А какими вы будете на уроке? Повторите за мной

Аутотренинг

Я буду внимателен.

Я всё запомню.

Я хочу узнать новое.

Я готов! Я готова!

  1. Актуализация знаний.

— Как можно назвать одним словом все, что нас окружает?

— На какие вопросы отвечают слова-предметы?

— На вопрос кто отвечают живые слова — предметы. На вопрос что? — неживые слова предметы. В предложениях слова — предметы подчёркиваем? (одной чертой).

— На столах у вас лежат карточки с условными обозначениями. Я буду показывать картинки, если предметы живые, то карточка с вопросом кто? Если неживые что?

4.Введение в тему

— Ребята, чем вы занимаетесь на логопедических занятиях? ( Мы … пишем, читаем, говорим)… (различные варианты ответов). — И сегодня мы будем учиться правильно и чётко проговаривать слова, отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать.

Ребята, какое у нас сегодня число и месяц? Время года? (число, месяц, время года).

5. Сообщение темы занятия.

Сегодня я к вам пришла на занятие не с пустыми руками, а приготовила сюрприз. Принесла красивый портфель. Давайте посмотрим, что в нём лежит. (Логопед каждому ребенку предлагает достать из портфеля предмет. В портфеле лежат: карандаши, ножницы, ручка). Таня, достань предмет. Что у тебя? ( У меня карандаш). Ваган, достань предмет. Что у тебя? (У меня ножницы). Саша, достань предмет. Что у тебя? (У меня ручка). А Илюша и Алёша будут отвечать на вопросы. Таня, что ты будешь делать карандашом? ( Я буду рисовать). Рисуй солнышко. Илюша, что делает Таня? (Рисует). Ваган, что ты будешь делать ножницами? (Я буду резать). Режь лист. Илюша, что делает Ваган? (Режет). Саша, что ты будешь делать ручкой? (Я буду писать). Напиши своё имя. Алёша, что делает Саша? (Пишет0. Кто был внимательным? Какой вопрос я задавала? (Что делает?) ( Демонстрация карточки с вопросом – «что делает?»)

А что делают наши гости? (Гости сидят, смотрят, слушают, записывают).

Правильно. А теперь посмотрите на картинку. (Демонстрация картинки, на которой изображены ученики, которые сидят, слушают) — Что делают ученики? (Ученики сидят, смотрят, слушают). Какой вопрос я задала – «что делают?» (Демонстрация карточки с вопросом – «что делают?»). — Как много интересных слов вы сейчас назвали: пишет, рисует, режет, сидят, слушают. Это всё — слова действия. А на какие вопросы отвечают слова действия? (Обратить внимание детей на доску, на которой висят карточки с вопросами:

(«Что делает?», «Что делают?»). Тема нашего занятия – слова – действия. — Прочитаем хором. (Дети: читают название темы). Это — очень важные слова. Без них мы не можем рассказывать, отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Отгадайте мою загадку: Есть большой и светлый дом Почемучек много в нём И пишут они и считают, Творят, о будущем мечтают. Что это? ( Это школа). Что ученики делают в нашей школе? (В школе пишут, считают, решают).

6. Работа по употреблению слов — действий, отвечающих на вопрос «что делает?», «что делают?».

Давайте заглянем в окна нашей школы и посмотрим, чем занимаются ребята?

Что делает девочка? (Девочка поёт). Назовите слово – действие. (Поёт). На какой вопрос отвечает это слово? (Слово отвечает на вопрос «Что делает»?) Действие выполняет один человек или много? ( Один человек). (Под табличкой с вопросом – «что делает?» Вывешивает слово «поет») Что делают дети? (Дети поют). Найдите слово – действие. (Поют). На какой вопрос отвечает слово «поют»? (Слово отвечает на вопрос «Что делают?») Действие выполняет один человек или много? (Много человек). (Под табличкой с вопросом – « что делают? — слово «поют») Послушайте меня внимательно: — «Что делает?- Поет». «Что делают? – Поют». Вы услышали, что вопросы у нас разные. Если действие выполняет один человек, мы задаем вопрос «Что делает?», если действие выполняют много людей – вопрос «что делают?» ( Обратить внимание детей на карточки на доске для зрительной фиксации). Что делает девочка? (Девочка пишет). Где слово – действие? (Пишет).

(Карточка дается ученику со словом «пишет»). — На какой вопрос отвечает слово — действие? (На вопрос «Что делает?») Прикрепи карточку в нужный столбик. (Ребенок прикрепляет карточку к доске). Что делают дети? (Дети пишут). Какое слово – действие? (Пишут0. ( Карточка предлагается ребенку со словом «пишут»). На какой вопрос отвечает слово- действие/ ( Слово-действие отвечает на вопрос «что делают?») Подставь карточку со словом в нужный столбик.

Что делает девочка? (Девочка танцует).

Где слово – действие? (Танцует). На какой вопрос отвечает слово- действие? (Слово-действие отвечает на вопрос «что делает?» Подставь карточку со словом в нужный столбик. Что делают дети? ( Дети танцуют). Где слово – действие? (Танцуют). На какой вопрос отвечает слово — действие? (Слово-действие отвечает на вопрос «что делают?») Как много интересного делают ребята в школе. — Прочитайте слова в первом столбике. (Поёт, пишет, танцует) На какой вопрос отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопрос: «Что делает?) Прочитайте слова во втором столбике? ( Поют, пишут, танцуют). На какой вопрос отвечают эти слова? ( Эти слова отвечают на вопрос: «Что делают?») Запомните ребята — Если действие выполняет один человек (или предмет), мы задаём вопрос — что делает? А если действие выполняют несколько человек (или предметов), то мы спрашиваем — что делают? Запомнили? Давайте повторим: если действие выполняет один человек (или предмет), мы задаём вопрос -«Что делает?» Если действие выполняют несколько человек (или предметов) то мы спрашиваем — «Что делают?» Слова — действия подчёркиваем двумя чертами. Откройте тетради и запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, отвечающие на вопрос — что делает? Во второй столбик – что делают? Подчеркните слова действия двумя чертами. Молодцы, ребята, закройте тетради.

7. Физ. минутка. Логопед: — Ребята в нашей школе танцуют, поют, давайте и мы

выполним движения. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись, И к друг другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом все тихо сели.

Скоро у нас каникулы. Мы должны хорошо отдохнуть, набраться сил. Лучше всего отдыхать на природе. Давайте с вами отправимся в лес. Какое у нас сейчас время года? (Весна) Мы отправимся с вами в весенний лес. Весной с юга к нам летят перелётные птицы. Лес оживает и наполняется птичьими голосами. Давайте с вами слушать и отгадывать, чьи голоса звучат.

(Голос кукушки, голос вороны, голос воробья, уханье совы, стук дятла)

Кукушка (что делает?) кукует. Ворона (что делает?) каркает. Воробей (что делает?) чирикает. Сова (что делает?) ухает. Дятел (что делает?) стучит. Птицы (что делают?) клюют, летают, вьют.

Возьмите карточки. Запишите и подчеркните слова-действия.

8. Гимнастика для глаз.

9. Составление устного рассказа с использованием слов – действий. Посмотрите на лесную полянку. Кто живёт на лесной полянке? ( Птицы, заяц. дятлы, ежи) Что растет на полянке? (Деревья, кусты, ландыши). Давайте свами составим рассказ о нашей лесной полянке. У вас на столах лежат предложения. На каждом листочке стоит цифра. Мы будем собирать текст из предложений по порядку. А вместо точек вы должны подобрать слова-действия, выбирать подходящее из скобок0 Я начинаю. Моё первое предложение. Пришла весна. У кого второе предложение?

2 В лесу …(поют) птицы.

3 предложение: Дятлы звонко … (стучат) по стволу.

4 предложение: Вот под кустом …(прыгает) заяц.

5 предложение: В траве …(шуршат) ежи.

6 предложение: Под деревом …(цветёт) ландыш.

Молодцы. Нам пора возвращаться в школу.

9. Итог занятия. Оценивание деятельности. Наше занятие подходит концу. Вспомните, о каких словах мы говорили на сегодняшнем занятии. ( Мы говорили о словах действиях). На какие вопросы отвечают слова действия? (Слова-действия отвечают на вопросы «Что делает?» «Что делают?) Правильно, ребята! Как мы подчёркиваем слова-действия? (Двумя чертами). Вы сегодня хорошо работали на занятии: были внимательными, слушали, правильно отвечали на вопросы. Мне было очень приятно с вами заниматься. Наше занятие окончено.

Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения.
«Уточни слово». От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым. Примерное занятие Воспитатель ведет детей в комнату для игр и, усадив их, говорит: — Сегодня, дети, мы узнаем, что многие вещи могут называться не одним, а двумя словами. Нина, помоги мне, пожалуйста, показать ребятам такие вещи. Подойди к полке, возьми там любую игрушку и принеси нам. Нина выполняет поручение: приносит мишку. — Спасибо, Ниночка. Что ты принесла? — Мишку. — Я посылала тебя за игрушкой. Ты принесла мишку. Мишка-игрушка? — Да. — Значит, ты держишь сейчас вещь, которая называется и игрушкой и мишкой, т. е. двумя словами. Воспитатель пододвигает к столу заранее приготовленный ящик с игрушками и начинает их выкладывать. — Дети, прошу вас называть вещи, которые я кладу на стол. Помните, каждая из них называется словом игрушка и, кроме того, еще одним словом, которое вы скажете сами. Итак. Что это? Дети по очереди отвечают: — Игрушка Буратиио. — Игрушка кубик. — Игрушка самолет. — Игрушка пирамидка. — Игрушка зайка. — Игрушка матрешка. — Так, значит, все это игрушки, — говорит воспитатель. — Вот, какое замечательное слово игрушка. Сколько оно вместило в себя разных других слов! И Буратино — игрушка, и кубик — игрушка, и самолет — игрушка, и зайка — игрушка, и матрешка — игрушка. Вам не кажется, что слово игрушка само как будто ящик для игрушек: вмещает в себя все слова, которыми называют разные игрушки? Теперь вы сами вспомните какое-нибудь слово, которое вмещает в себя много других слов. Посмотрите на предметы в этой комнате: что здесь стоит? Дети. Шкаф, стеллажи, стол, стулья. Воспитатель. Каким словом еще можно назвать стол, стул, шкаф, стеллаж? Скажи ты, Нина. Нина. Мебель! Воспитатель. Отлично, Ниночка! Слово мебель, как и слово игрушка, вмещает в себя много слов. Варианты дидактического материала: а) посуда, б) фрукты, в) овощи (место занятия — кухня детского сада во время ознакомления с работой повара); г) дерево, д) куст, е) трава, ж) цветок, з) насекомые (местом занятий по усвоению обобщающего смысла этих слов может быть парк, двор детского сада, лес и поле во время летних прогулок), и) звери, к) домашние животные (занятия по усвоению обобщающего смысла этих слов удобно проводить во время или сразу после экскурсии в зоопарк, на колхозную ферму), л) одежда, м) обувь (место занятия — раздевалка детского сада). Все эти слова, конечно, не могут быть усвоены детьми сразу. Воспитатель проводит подобные занятия неоднократно на протяжении двух-трех лет, пока обобщающий смысл слов, которые должны знать дети по программе, не будет усвоен ими. «Дай общее название». Задача, как и в предыдущем упражнении, — усвоение обобщающих слов; но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова, конкретизирующие данное. Примерные занятия а) Дети получают нлборы картинок серии «Фрукты», «Ягоды», «Мебель», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д. Каждому ребенку дают в руки не больше трех серий, смешанных вместе, и предлагают классифицировать: разложить на кучки. Затем каждый ребенок доказывает воспитателю правильность своей классификации: — Транспорт — это все, на чем ездят: трамвай, автомобиль, велосипед… — Игрушки — это все, с чем играют: куклы, мишки, кубики, пирамидка… — Овощи — это все, что растет в огороде и что можно есть: помидоры, свекла, огурцы, морковь… И т. д. б) Серии картинок могут быть показаны детям на диапозитивах или кодопозитивах, в мультфильме. в) Есть специальные игровые наборы: «Волшебная стрела», «Электровикторина», «Лото» и др. Эти игры нужно рекомендовать для домашних занятий родителей с детьми, особенно с теми, кто отстает в речевом развитии от группы. «Дай три названия и больше» Образцы дидактического материала: а) клевер — трава — растение; б) стол — мебель — вещь; в) каша — блюдо — пища — питание. Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные предметы. Для упражнений данного типа необходимо, чтобы ребенок обладал достаточным речевым развитием: чтобы он понимал обобщающий смысл даже самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени обобщения, как дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и подобные. В детском саду не следует торопиться с толкованием слов более высоких, чем вторая, степеней обобщения, хотя и недопустимо искусственно задерживать усвоение таких слов детьми, которым это оказывается под силу независимо от возраста.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
[01] | [02] | [03] | [04] | [05] | [06] | [07] | [08] | [09]